Православная икона

Православная икона - это не просто духовная живопись, это "окно" в небесный мир, через которое мы, земные и грешные, - можем видеть и чувствовать иное, божественное бытие. Икона - не мертвый идол, это живой Образ ангела или человека, наполненного Святым Духом.

Ангелы и Архангелы незримо живут среди нас, сохраняя наши души и тела, по искренней вере и молитве. Это реальные небесные личности, созданные Богом для помощи людям в борьбе со злом. Поэтому иконы ангелов - это Образы живых духовных друзей человека, а не языческие "истуканы".

Человеком был Сын Божий, человеком была Его Пречистая Мать, настоящими земными людьми были все прославленные церковью святые, которые и ныне живы духом, поэтому их Образы - отражение действительных духовных личностей, не "божков".

Много пришлось пережить православной иконе из-за былого недопонимания этих основополагающих, а ныне - канонических догматов о сути иконопочитания. А ведь первый писаный Образ Богоматери создал, по преданию - сам евангелист Лука, разве мог апостол быть язычником?

 В первые "лютые" века христианства, когда на святую церковь шли повсеместные гонения, верующие собирались на тайные служения в пещерах, где и ныне сохранены образцы духовной росписи на стенах (в Римских катакомбах). "Самостоятельные" Образы создавались христианами вплоть до шестого века в технике энкаустики (роспись горячими восковыми красками) на деревянных основах. Таким образом, заложились первые основы иконописной традиции. Однако, в седьмом и восьмом веках эта традиция была поругана, росписи в храмах - сбиты и стерты, величайшие произведения духовного искусства - изрублены и сожжены. Проникнув на все уровни церковной и светской власти важнейших христианских держав, иконоборцы уничтожили все, что могли, сослав одаренных художников-иконописцев в ссылки и тюрьмы, лишив возможности создать новые шедевры. Только со временем догматы иконопочитания, утвержденные Седьмым Вселенским Собором - проникли в общество, положив основание возрождению христианской иконы.  После раскола единой церкви на католическую и православную, икона как религиозное святое изображение осталась частью последней.

На Руси икону всегда почитали по праву (исключая иконоборческий период "красного террора" в двадцатом веке). Богоматерь Владимирская; Спас Нерукотворный, Святая Троица Андрея Рублева - непревзойденные вершины богодухновенного искусства, зримые "небесные мосты в рай", - ведь эти чудесные Образы просветляют самые темные души, обращая даже неверующих. Не в этом ли и смысл иконы - открывать сердца Божественному духу, вдохновлять на молитву, укреплять веру, помогать жить? Без иконы мир верующего человека был бы зыбок, не явен, еле ощутим... Мы бы блуждали впотьмах как слепые, ведущие слепых. И только редкие, зрелые духовно люди, стяжавшие Дух Святой - могли бы видеть мир небесный внутренним взором наяву, как умел это Батюшка Серафим.

Любая икона Господа - Образ совершенного Человека, прошедшего земной путь достойно и свято, отдавшего Свою жизнь "за други своя". Святой Лик Христа- суть всей христианской веры, - воплощение Бога на земле ради нас, грешных. Как же можно обойтись без иконы Спасителя?

Пресвятая Богородица - Мать всех христиан, любящая и понимающая, сострадательная и всемилостивая. Любая икона Пречистой - надежда для безнадежных, упование отчаянных, радость для всех скорбящих. Без Ее заступничества милость Божию обретали бы только достойные, во всем живущие по Евангелию, исполняющие волю Божию, а значит - единицы. Пречистая - ворота в рай для немощных, убогих духом и обремененных грехами - по нашей слезной вере и молитве. Как бы мы жили без этой благодатной помощи, не имея чудотворных Образов Матери Божьей?

Еще ближе к нам святые, - блаженные, преподобные, мученики, - земные люди, обратившие всю свою жизнь на служение Богу и ближним. Они способны умилостивить и Божью Матерь, И Господа, ведь святые своими подвигами и праведной жизнью стяжали право быть Их друзьями, в отличие от нас. Поэтому каждая икона святого - для верующего - это возможность "подружиться" с Богом - через искреннюю молитву и предстательство Угодников Божиих.

Православная икона помогает нам видеть, слышать, чувствовать мир иной, идти в нужном направлении, не сбиваясь с пути.
Православные иконы Православные иконы Православные иконы Православные иконы